Классификация специально организованных игр

не учитывая спортивные игры

Трудно прийти к единой трактовке термина «игра». Пожалуй, самое лучшее определение написал феноменолог Йохан Хейзенге, в своей книге «Хомо Люденс»: игра – это всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальный способ человеческого существования.

В современной педагогической науке доминирует термин:

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий в предметах науки и культуры.

Уточним, что условная ситуация – это условия жизни, жизненная ситуация; игра пародирует, интерпретирует общество, ситуации; то что происходит – это фиксированная ситуация, игра воссоздаёт нашу жизнь.

Есть еще одно изящное определение игры:

Игра – вид организации мыслидеятельности человека.

Формат игр постоянно меняется: начиная с квеста, можно закончить игру ценностно-психологическим выходом, коммуникативная игра может превратиться в ролевую. Формат меняется под воздействием эмоционального воздействия и механизмов игры. Но при написании игр нужно хорошо понимать их типологию (классификацию), в соответствии с форматом игры обозначать рамки и чётко обозначить эти рамки для детей при объяснении правил и концепции.

В условиях детского лагеря, отельного отдыха мы проводим специально организованные игры.

Классификация специально организованных игр
не учитывая спортивные игры.

Игры упражнения – предназначенная для широкого круга участников. Отличаются простыми правилами и не требуют от участников особой усидчивости, затрат времени на обучение или каких-либо особых навыков. Адаптивы, игры на знакомство, игры на сплочения, игры на организацию взаимодействия, тактильные игры.

Коммуникативная игра – специально организованное соревнование, направленное на формирование и развитие навыков общения.

Квест (игра-приключение) – специально организованное игровое действие, основанное на создании приключенческой ситуации, где действия игроков направлены на выяснение и логическое сопоставление информации с целью построения общей ситуационной картины, созданной в игре.

Интеллектуальная игра — это специально организованное соревнование основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции.

Ситуационно-ролевая игра – это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры. (Б.В. Куприянов, А.Е. Подобин)

Ценностно-психологическая игра – это специально организованное игровое действие, основанное на ценностно-психологической ситуации, театральном действии (театралки) или других приемах, вовлекающих участников игры в нравственный выбор или осознание данной им проблематики, с применением психологических приемов.

Деловая игра – это игровое взаимодействие участников, основанное на созданной имитационной модели (игровая имитация).

Имитационная модель – конкретная игровая ситуация, взятая из реальной жизни, представляющая собой динамическую модель упрощенной действительности. Возможные имитационные модели: экономические (business game), управленческие (management game), политические, из сферы городского планирования, социологические (simulation game).

Военно-стратегическая игра – это игровое взаимодействие, основанное на вымышленной или взятой из реальной жизни модели конфликта, решаемого с помощью военных действий с тактическими и стратегическими задачами, строго регламентированными правилами игры.

Art-игра – вид современного искусства, имеющий цель доставить эстетическое удовольствие игрокам.

Тренинг («обучать, воспитывать») — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.

Тренинг — форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:
— как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;
— как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
— как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Правила игры:

Правило образа. Игроки и актеры во время всей игры находятся в образе, называют друг друга игровыми именами, игровое взаимодействие происходит не между личностями, а между образами.

Правило 5 метров. Если у актера или мастера игры стоит команда или игрок, то другие игроки не могут подходить к актеру или мастеру ближе, чем на 5 метров.

Правило начала и конца игры. Игра начинается и заканчивается по сигналу мастера игры, за пределами игрового времени участники не могут производить игровые действия.

Правило игровой территории. Игра проводится на строго определенной территории, выйти за которую игрок, может только уведомив мастера игры.

Правило «Мастер-ветер». Мастер игры для игроков не является консультантом, вообще не является «материальным», он выступает в роли свободной мысли, иногда наводя участников на соответствующие проходящему этапу игры размышления, если они зашли в тупик. Это правило не действует, если мастер пожелает быть открытым мастером игры.

Правило мастера. Во время игры решения мастера по спорным вопросам являются неоспоримыми и должны исполняться неукоснительно. Но после окончания игры игроки имеют право оспорить то или иное решение мастера, ссылаясь на мастерский произвол.

Последовательность действий (сценарий проведения)

Первоначальная разводка игры с актерами квеста. Знакомство с сюжетом, раздача ролей, разъяснения по возникшим вопросам.

Время на подготовку антуража актерам и ознакомление с ролями.

Сбор игроков. Деление игроков на армады по 2-3 человека, если это необходимо. Дальнейшую информацию игроки слушают уже в составе своей команды на расстоянии не менее метра от другой.

Общее разъяснение игры, ее правил, что необходимо для победы. Представление актеров-подозреваемых.

Раздаточный материал.

Старт игры.

Окончание игры. Сбор результатов. Определение победителя.

Рефлексия.

Термины, используемые в подготовки игр

Антураж – необходимые для проведения игры костюмы, предметы мебели, музыка, видео и т.д.

Технические средства – необходимые для проведения игры музыкальное оборудование, бытовое оборудование и т.д.

Временной регламент – количество времени необходимое для проведения игры, в процесс проведения включается: объяснение правил, вводная, игра, рефлексия.

Анонс игры – краткая аннотация игры, необходимая для презентации игры и для ее рекламы.

Материальная база – необходимые для проведения игры канцелярские товары, расходные материалы.

Меню